Вопросы, с которыми сталкиваются священнослужители, и ответы на них

«Зачем вообще эта реабилитация нужна? знакомый сам решил бросить пить – и не пьет: так, по праздникам выпивает, и в семье все отлично…»

 

Известная пословица: «пьяница может бросить пить, но не хочет, а алкоголик хочет, да не может…» свидетельствует о том, что люди давно отличают внешне похожие, но, по сути, совершенно разные явления – злоупотребление и зависимость. И если первое – это нарушение поведения, зависящее от личного выбора, то второе – болезнь, которая лишает человека этого выбора.

 

Больной человек не умеет «справляться» с трезвой жизнью. Ему больно жить трезвым, поэтому его неудержимо влечет к яду, приносящему временное облегчение.

Под воздействием такой тяги к спиртному зависимый человек неспособен самостоятельно отказаться от выпивки, несмотря на то, что цена этого со временем становится чересчур высокой: рушится и распадается семья, пропиваются вещи – он не может сопротивляться алкогольному наваждению.

 

 

Алкоголизм – это зависимость от алкоголя.

 

 Еще 1953 году Всемирная Организация Здравоохранения определила зависимость как «хроническое прогрессирующее неизлечимое и смертельное заболевание, характеризующееся зависимостью от всех видов веществ, изменяющих нестроение или состояние сознания».

Внешне поведение страдающего алкоголизмом, может почти не отличаться от поведения того, кто «просто злоупотребляет» – они оба пьют. Но если злоупотребляющий («пьяница») может относительно легко отказаться от алкоголя или вернуться к «нормальному», социально приемлемому его употреблению, то для человека зависимого («алкоголика») это совершенно невозможно.

Скорее всего, приведенный Вами пример относится именно к тому случаю, когда болезни зависимости нет.

В случае же болезни зависимости – алкоголизма, наркомании или лекарственной зависимости – даже если человек честно хочет избавиться от своего пристрастия, без помощи ему не обойтись (исключения бывают, но они крайне редки).

 

«Почему нельзя обращаться в харизматический центр реабилитации? У знакомых после пребывания в нем ребенок уже долгое время трезв, нормально живет и работает».

Если речь идет о болезни – зависимости от алкоголя или наркотиков, то для человека важно не просто прекратить употребление этих веществ (ибо это только симптом болезни), а устранить причины, приводящие к появлению этих симптомов. К тому же, зачастую «снятие симптома», то есть прекращение употребления происходит за счет замены одного объекта зависимости – например, героина, другим – алкоголем, азартной игрой, сексуальной распущенностью и т.д. Нередки и духовные подмены, когда духовную жажду человека пытаются удовлетворить псевдодуховностью, неким суррогатом настоящей духовности. При этом может развиваться новая зависимость – уже от этих духовных подделок. Внешне же все может выглядеть (во всяком случае, до поры до времени) вполне прилично: человек «не пьет, не курит», не говоря уж о наркотиках, работает и т.д. То, что при этом он может сильно вредить своей душе, не всегда принимается в расчет.

Как правило, когда говорят о «харизматическом центре», имеют в виду центр харизматического ответвления протестантов-«неопятидесятников».

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что совсем не все протестантские центры являются харизматическими (тогда как некоторые «православные» подходы могут нести на себе явный отпечаток харизматичности).

В условиях, когда реабилитационных центров не хватает, а те из них, что работают бесплатно, можно пересчитать по пальцам, мы иногда рекомендуем некоторые протестантские центры, использующие здравые подходы к реабилитации.

Безусловно опасными в этом отношении являются «неоязыческие» и «коммерческие» секты. Например, центры «Нарконон» (не путать с движением самопомощи родственников наркозависимых «Нар-Анон») организованы преследующей коммерческие интересы сектой сайентологов.

 

«К харизматам обращаться нельзя, к иером. Анатолию (Берестову) и в Православные Общины трезвости – бесполезно, выходит, только у вас правильная реабилитация? А чем она отличается от прочих?»

Мы исходим из того, что «правильной» (т.е., адекватной сущности проблемы зависимости), а значит – и по-настоящему эффективной любая реабилитация является настолько, насколько она основана на общности (или общинности).

Прекратить употребление алкоголя или наркотиков способна помочь любая общность. Однако говорить о настоящем исцелении, т.е., восстановлении всех аспектов человеческой личности (не только физического и душевного, но и духовного) можно лишь там, где эта общность основана на истинной духовности. Отличить же истинное от ложного нам помогает Церковь.
Важно, таким образом, чтобы реабилитация была всесторонней и включала целенаправленные действия, способствующие формированию сопричастности человека духовно здоровой общинности, единению его с другими людьми и Богом.

В перечисленных в Вашем вопросе подходах эти требования учитываются не в полной мере или вообще не учитываются – из этого и следует исходить при решении вопроса, куда стоит обращаться, а куда – нет.

В нашей практике реабилитации мы используем накопленный в мире опыт по решению проблем зависимости с позиции Православия. Как конкретно это происходит, вы можете прочесть в статье «Мы готовы делиться опытом», размещенной на нашем сайте.

 


«Хочу бросить пить, посоветуйте, в какой можно поехать монастырь и пожить там?»

Скорее всего это будет не решением проблемы, а попыткой от этой проблемы убежать, но ведь недаром говорится, что «от себя не убежишь». Возможно, что оставаясь в монастыре, Вы пить не будете. Но придет время возвращаться в мир, и что тогда? (Тем более что и в монастыре при желании выпивку найти можно).

 

Сущность алкоголизма не в том, что человек, запив, теряет человеческий облик, а в том, что будучи физически трезвым, начинает пить снова, несмотря на то, что знает, к чему это его приведет.

 

Если Вы действительно серьезно намерены решать алкогольную проблему, необходимо искать ответ на вопрос: «что внутри меня заставляет меня снова и снова браться за бутылку?»
Ответ далеко не так прост, как может показаться. Чтобы разобраться, лучше обратиться за помощью в специализированные реабилитационные центры и программы. Некоторые из них действуют при православных храмах. Например, наш реабилитационный центр работает при Покровской церкви в подмосковном селе Ерино*.

 

*-более подробную информацию об этом и других центрах реабилитации можно получить по тел. 8-916-722-36-26.